«Сильная личность» — так говорят о человеке целеустремленном, организованном, настойчивом, волевом. Усилием воли можно заставить себя терпеть жажду и холод, преодолевать страх. Ученые считают, что с волевыми качествами личности во многом связана и интеллектуальная деятельность человека, например, память.
Основная деятельность школьников — учеба во многом зависит от памяти и, естественно, от проявления волевых качеств. Недавно был проведен такой эксперимент с учащимися 9-х классов средней школы. Для проверки памяти испытуемым давали четыре небольших текста и показывали 20 геометрических фигур. Школьники должны были узнать тексты и фигуры среди многих других, похожих, и воспроизвести запомнившееся сразу, а затем через довольно длительный промежуток времени — через месяц. Количество правильных ответов в первом случае отражало свойства кратковременной памяти, в другом — долговременной. Кроме того, из этого опыта можно было судить об образной памяти (узнавание фигур) и о вербальной, связанной с усвоением слов.
Гораздо труднее оказалось «измерить» волю. Школьникам предлагали несколько тестов на определение настойчивости как волевой черты. Вот один из них. Ребятам предстояло восстановить испорченный текст, где в словах были пропущены буквы, а между отдельными словами не было промежутка, где были неправильно расставлены знаки препинания. Ставилась задача исправить весь текст, но работу по расшифровке можно было прекратить по желанию испытуемого, как только надоест ею заниматься. Чем больше времени школьник тратил на эту работу, чем больше трудностей преодолевал, тем выше оценивалась его воля.
Другой тест на проверку воли заключался в следующем. Ребят просили изо всех сил сжать силомер (динамометр) и так удерживать его, как можно дольше. Чтобы ввести элемент соревнования, результаты объявлялись перед классом. Естественно, психологов интересовало не максимальное отклонение стрелки прибора, а время, которое учащийся мог заставить себя находиться в напряжении. Казалось бы, показатели должны быть тем лучше, чем человек сильнее физически, однако среди испытуемых оказались ребята хотя и физически слабые, но устанавливавшие рекорды выносливости.
Кроме такого рода испытаний, исследователи просили затем учителей дать характеристику волевым качествам своих учеников, которых они знали шесть лет.
Результаты оценки памяти сопоставили с результатами оценки волевых качеств. Оказалось, что с волей больше всего связана долговременная память, как образная, так и вербальная. Для кратковременной памяти закономерности несколько другие, этот вид памяти лучше всего коррелирует со способностью узнавать текст (вербальная память) и гораздо хуже со способностью к воспроизведению геометрических фигур.
Источник:
Женский журнал La Femme